Горячая линия

8 (42722) 2-89-64

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Социальная реабилитация

Прослушать

Социальная реабилитация или абилитация инвалидов определяется как комплекс мер (реабилитационных услуг), направленных на восстановление или возможно полную компенсацию утраченных общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций его организма, изменением социального статуса и обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях.

Основная цель социальной реабилитации – восстановление способностей инвалида к самостоятельной семейно-бытовой и общественной деятельности, т.е. восстановление социального статуса (восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции), обеспечение социальной адаптации в обществе.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) и национальными стандартами Российской Федерации: ГОСТ Р 52143-2013, ГОСТ Р 52884-2007ГОСТ Р 54341-2011, ГОСТ Р 53872-2010, ГОСТ Р 54738-2011, услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:

- социально-средовую реабилитацию;
- социально-психологическую реабилитацию;
- социально-педагогическую реабилитацию;
- социокультурную реабилитацию;
- социально-бытовую адаптацию;

1. Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах.

1.1. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами - глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.

1.2. Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.

1.3. Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 10 Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных «Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р (далее – Федеральный перечень).

Конкретный перечень видов изделий, которые предусмотрены для обеспечения инвалидов, установлен приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. №86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р».

Конкретные сроки пользования техническими средствами реабилитации до их замены установлены приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. №85н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены".

2. Услуги по социально-педагогической реабилитацииили абилитации направлены на освоение инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия, и включают в себя:

2.1. Формирование мотивации к обучению.

2.2. Обучение социальному общению.

2.3. Формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков.

2.4. Обучение жизненным навыкам.

2.5. Коррекционная педагогическая помощь.

2.6. Обучение пользованию техническими средствами реабилитации, содействие в приспособлении помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов со специальными потребностями (с нарушением функций зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), в т.ч. передвигающихся на кресле – коляске, в соответствии с требованиями безбарьерной архитектурной среды.

2.7. Содействие в логопедической помощи (коррекции речевых недостатков).

2.8. Обучение навыкам занятий физкультурой и спортом.

3. Услуги по социально-психологической реабилитации или абилитации направлены на восстановление или развитие различных видов психологической деятельности и поведения, психических функций и качеств, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Они включают в себя:

3.1. Социально-психологическое консультирование.

3.2. Психологическая коррекция.

3.3. Психологический тренинг.

3.4. Психологическая помощь и поддержка.

3.5. Психопрофилактическая работа.

3.6. Личностно ориентированная психотерапия.

4. Услуги по социокультурной реабилитации или абилитации направлены на оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, необходимого уровня культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Они включают в себя:

4.1. Обучение навыкам проведения отдыха и досуга осуществляется:

а) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях – «Образовательными организациями»;
б) детям-инвалидам, находящимся в семье – филиалами ГБУ "ЧОКЦСОН".

4.2. Содействие в обеспечении учебно-методической, справочно-информационной, периодической и художественной литературой.

Предоставление указанных услуг осуществляется:
а) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях – «Образовательными организациями»;
б) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, находящимся в семье – Библиотеками по месту жительства.

4.3. Содействие участию в фестивалях, экскурсиях, слетах, выставках и т.д.; в посещении театров, кинотеатров, музеев, выставок и других культурных мероприятий.

Предоставление указанных услуг осуществляется:
а) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях – «Образовательными организациями»;
б) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, находящимся в семье – «Территориальными органами управления культурой, филиалами ГБУ "ЧОКЦСОН".

5. Услуги по социально-бытовой адаптации направлены на приспособление и активное функционирование инвалида в быту, создание определённой бытовой среды жизнедеятельности, адаптированной для инвалида. Они включают в себя:

5.1. Обучение самообслуживанию.

5.2. Обучение пользованию вспомогательными и техническими средствами реабилитации.

Предоставление указанных в п.п. 5.1. – 5.2. услуг осуществляется:
а) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях – «Образовательными организациями»;
б) инвалидам, детям-инвалидам, находящимся в семье филиалами ГБУ "ЧОКЦСОН".

5.3. Обучение передвижению осуществляется:
а) инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях – «Образовательными организациями»;
б) инвалидам, детям-инвалидам, находящимся в семье – филиалами ГБУ "ЧОКЦСОН".

5.4. Оборудование жилых помещений специальными средствами и приспособлениями для осуществления активной бытовой деятельности без посторонней помощи в условиях безопасности и физического комфорта.
Предложения по внесению архитектурно – планировочных изменений в занимаемую инвалидом квартиру даются в случае не соответствия их строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».

Вытекающая из норм федерального законодательства обязанность по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями, возложена на собственников этих помещений, собственники несут бремя содержания данных помещений (часть 8 статьи 17 Закона; ст.1, 2, 13, 14, 16, 19, 25, 26, 27 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, исполнителем этой услуги является собственник:

а) квартира в собственности инвалида (его семьи), в т.ч. приватизированная – «Сам инвалид»;
б) квартира, занимаемая по социальному найму, т.е. в муниципальной собственности – «Орган архитектуры и градостроительства, ЖКХ муниципального образования».

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт выполняют реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата инвалидов, повышения их работоспособности, удовлетворения потребности в общении, восстановления психологического статуса, самореализации при занятии спортом.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя:

6.1. Информирование и консультирование по вопросам адаптивной физкультуры и спорта осуществляется территориальными органами по физической культуре и спорту, детско-юношескими спортивными школами (далее – ДЮСШ).

6.2. Занятия адаптивной физической культурой и спортом (при отсутствии медицинских противопоказаний, которые определяют медицинские организации) осуществляются для детей-инвалидов – «ДЮСШ».

6.3. Содействие участию в организуемых и проводимых физкультурно-спортивных мероприятиях оказывают органы управления физкультурой и спортом, физкультурно-спортивные организации для инвалидов, общественные организации инвалидов.

Основным пусковым механизмом в реализации мероприятий социальной реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), которая служит проводником социальных гарантий. Конкретные виды услуг по социальной реабилитации предоставляются ГБУ "ЧОКЦСОН" и его филиалами в районах округа в соответствии с программой социальной реабилитации, являющейся частью индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Содержание раздела (программы) «Мероприятия социальной реабилитации» в ИПРА определяют федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (бюро, главное бюро, федеральное бюро), исходя из анализа и комплексной оценки ограничений жизнедеятельности инвалида, оценки реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, и проведения индивидуальной оценки потребности в мероприятиях (услугах) по социальной реабилитации.

Программа психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов объединяет мероприятия, направленные на реализацию равных прав детей на воспитание, обучение и трудоустройство.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, которое исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения или коррекционные группы в дошкольных учреждениях общего назначения. Существуют различные варианты коррекционно-образовательных программ для дошкольников, выбор варианта зависит от сложности патологии, имеющейся у ребенка.

Общее образование детей-инвалидов предусматривает освоение ими знаний, умений и навыков в рамках существующих в Российской Федерации образовательных стандартов, а также компенсацию имеющихся нарушений, социально-бытовую и социально-трудовую адаптацию и интеграцию в семью и общество.

Получение общего образования осуществляется в общеобразовательных школах общего назначения или специализированных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п. 16, 28 ст.2, части 3 ст. 79 Федеральным законом от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Реабилитация инвалидов предусматривает признание принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых в интегрированных структурах.

Рекомендации по получению профессионального образования формируются с учетом результатов профессиональной ориентации, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры получения профессионального образования ребенком-инвалидом, при условии соответствующего образовательного потенциала и отсутствии медицинских противопоказаний, которые определяются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Подросткам-инвалидам (после 14-ти лет) в обязательном порядке при разработке мероприятий психолого-педагогической реабилитации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее – ИПРА) рекомендуется проведение профессиональной ориентации, которая включает: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный подбор, профессиональный отбор, коррекцию профессиональных планов.

Осуществление профессиональной ориентации детей и подростков организуется в образовательных учреждениях, комплексных реабилитационных центрах и центрах занятости населения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения профессионального образования различных уровней (начального, среднего и высшего) в соответствии с ИПРА.

Для инвалидов профессиональное образование осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, с психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением учебного процесса в следующих видах учреждений:

1) в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2) в специализированных учреждениях профессионального образования (группах) или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий, предназначены в основном для слепых и слабовидящих, глухих (глухонемых) и слабослышащих инвалидов, инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Указанные в Федеральном законе гарантии нашли отражение и в положениях Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которым дети – инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп принимаются вне конкурса (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, которым согласно заключению бюро МСЭ, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, если образование данного уровня они получают впервые.

Профессиональное образование инвалидов предусматривает многоаспектное формирование личности, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптацию к современным условиям жизни в обществе, а также обеспечивает конкурентоспособность инвалидов на рынке труда.

С учетом потребностей и возможностей инвалида образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в очной, очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной форме; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В Чукотском автономном округе с 2010 года реализуется региональная целевая программа «О дистанционном образовании детей-инвалидов в Чукотском автономном округе». Данный проект рассчитан на детей - инвалидов, способных обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, но лишенных, по причине болезней, самостоятельно передвигаться, полноценно и активно общаться со сверстниками и педагогами.

Так, в целях обеспечения равных прав и возможностей на получение качественного образования детей-инвалидов в структуре Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов. В соответствии с утвержденным Положением о Центре обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, предполагающих опосредованное общение обучающихся с педагогом, является дополнительным образованием для детей-инвалидов и осуществляется в заочной форме.

В Российской Федерации существует система специализированных учреждений профессионального образования, включающая более 20-ти учреждений начального профессионального образования и более 10-ти учреждений среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование инвалиды могут получить в ряде специализированных вузов (Владимирский государственный технический университет, Московский Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы и т.д.).

Подросткам-инвалидам, достигшим возраста 14-ти лет (в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ), в ИПРА разрабатываются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, соответствующих имеющемуся на момент освидетельствования образовательному уровню и(или) опыту работы и доступных по состоянию здоровья. Эти рекомендации формируются с учетом «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 и «Гигиенических требований к условиям труда инвалидов. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30.